Храм в Южном Измайлове
Вернуться

В какое время прилично покидать Литургию, если не причащаешься?

В какое время прилично покидать храм, если пришёл на литургию, но не причащаешься? Авторитетные мнения кардинально расходятся. Андрей Ткачев в своём обычном обличительном стиле пишет, что надо смиренно стоять до конца, молясь за тех, кто причащается. А Иоанн Златоуст столь же обличительно писал об обратном: Кто не причащается — не стойте нагло, уходите после чтения Евангелия. То есть, даже на литургии верных не стоять. А в старом молитвослове написано, что не причащающиеся должны покинуть храм после чтения "Отче наш". Кому верить? Я понимаю, что от века к веку правила меняются. Но еть ли современное каноническое общецерковное мнение на сей счёт? PS. Понятно, что лучше всего причащаться на каждой литургии, но это, увы, не всегда возможно

Ответ:
Лев, здравствуйте! Хочется вот что сказать вам: не стоит ограничивать себя сводом правил. Всегда и красиво, и правильно относиться к христианству, как к вере свободы. Если мы начинаем ставить строгие правила, которые будут ограничивать нашу свободу в том или ином деле, это может явиться некой нормой, которая будет нас отталкивать от христианства. Христианство красиво в свободе.
Нужно понимать, что Господь приемлет молитву человека в любое время. И если есть желание зайти помолиться - можно зайти и помолиться, не причащаясь Святых Христовых тайн. Не испытывая при этом никакого дискомфорта, что есть обязательство уйти в определенное время; что я обязан достоять до этого времени, а не до того, или наоборот обязан достоять до сюда, а то многие мои планы не свершатся. Главное, чтобы внутри были благоговение к Богу и искренняя молитва. К этому надо стремиться и этого держаться. И причащаться Святых Христовых Тайн так, чтобы это было регулярным. Совсем не обязательно причащаться на каждой Литургии, потому что можно утратить некоторое благоговейное отношение к святыне Причастия, и уйти в механическое совершение всего необходимого, чтобы просто причаститься. Дай Бог нам соблюдать в себе веру, соблюдать в себе вот эту возможность искреннего общения с Богом, и стремиться к этому общению. Господи, не лиши нас благодати Божией!
Причастие